Телеведущий и предприниматель Андрей Шабанов с начала российского вторжения в Украину начал волонтерить, создал волонтерское движение "Ты не один", которое занимается доставкой жизненно необходимых лекарств. За первые несколько месяцев Андрей с волонтерами доставили более 20 000 заказов с самым необходимым лекарством украинцам в разных регионах.
Война продолжается, какие изменения вы видите вокруг себя за это время?
Война длится вот уже 4 месяца. У большинства людей прошел первый эмоциональный порыв и желание помогать с утра до вечера. Первые недели помогали абсолютно все и для помощи использовали все доступные ресурсы. Это в большинстве своем были импульсивные решения. В начале войны всеобщая атмосфера и обстановка подталкивали к действиям. Просто невозможно было оставаться безучастным, когда за окном слышны звуки взрывов.В начале войны объем денежных поступлений для благотворительных фондов и волонтерских организаций был просто колоссальным. Мы с командой моего волонтерского движения “Ты не один” тоже это почувствовали. Мы тогда сфокусировались на покупке и доставке медикаментов для гражданского населения в те места, где ситуация была критической. И я свой фокус не меняю.
Как вообще началась ваша история волонтерства?
Мы начинали помогать Киеву, когда город был почти окружен. Тогда те, кто столкнулся с проблемой нехватки лекарств готовы были покупать их за любые деньги, а небезразличные украинцы много помогали финансово, чтобы сделать свой взнос. Сейчас в Киеве проблем чс медикаментами нет, логистика восстановилась. Гуманитарная катастрофа переместилась в восточные и южные регионы, но вместе с тем случилось нечто очень ожидаемое и крайне неприятное - люди адаптировались к стрессу. А эта адаптация прямиком влияет не только на количество донатов, но и на восприимчивость к новостям. Как только вы привыкаете к ужасу войны и становитесь более грубым эмоционально - вы перестаёте эмоционально вовлекаться так глубоко, как раньше. Эмоциональная усталость буквально висит в воздухе. Изначально задача была поставлять жизненно необходимые лекарства в Киев, позже мы начали поставлять их и на оккупированные территории. Потому что там тоже наши люди и им тоже нужна помощь. Киеве мы не бросаем и по-прежнему обеспечиваем его некоторыми группами лекарств. Помогаем тем, кто в них нуждается.
Что из всего проделанного вы считаете реальным достижением волонтеров?
Главное, что мы смогли победить с начала войны - это панику. Как только она исчезла, это дало возможность восстановить логистические цепочки и все лекарства вновь стали доступными. В начале марта было больно читать сообщения людей, которые просили о помощи. Но сейчас слезы больше не накатывают. Наша эмоциональность загрубела. Сейчас при виде просьбы о помощи ничего кроме сухой мысли “А чем же я реально могу помочь?” в голову больше ничего не приходит. Мне всегда было интересно, как врач-хирург каждый день разрезает людей и держит человеческую жизнь буквально в своих руках. А потом просто зашивает, идет домой, целует жену и садится вечером за стол, чтобы съесть тарелку борща. Его жизнь вроде как дико стрессовая, ведь от его действий зависят жизни. Но уже четвёртый месяц почти каждый из нас врач-хирург и от нас зависят жизни. Проходит совсем немного времени, и мы перестаем относиться эмоционально к тому, что делаем. В начале мы с командой волонтерили и переживали за каждого, кому отправляем помощь. сейчас мы тоже очень много волонтерим, но уже с холодным сердцем. Даже не знаю хорошо это или плохо. Но невозможно пропускать через себя историю каждого человека и сохранить психическое здоровье. Я бы точно не смог работать психологом, слишком близко всё воспринимаю.
Сколько планируете волонтерить? К победе?
Мы с моей волонтерской организацией могли бы просто остановиться и сказать, что Киев спасен и все могут расходиться, но в моих социальных сетях люди настолько транслировали необходимость помощи другим регионам, что было принято решение расширить наши горизонты. Мы анализировали запросы от людей, которые к нам попадали и каждые две недели меняли регион, которому будем помогать. Сложнее всего было начать поставлять лекарства на оккупированные территории - в Херсон, Скадовск, Мелитополь и Энергодар. Ситуация там напряженная, но Херсон мы продолжаем поддерживать до сих пор, отправляя им большие партии лекарств один-два раза в месяц. Сейчас мое волонтерство перешло в рутинную фазу, как и война. Уже нет паники, истерики и страха. Сейчас мы видим проблему, думаем как мы можем её решить и ищем для этого ресурсы. Сейчас в нашем фокусе прифронтовые регионы. Именно там бизнес уже не рискует работать, а люди там продолжают жить. Более того, в некоторые из прифронтовых городов люди начинают возвращаться, как бы удивительно это не звучало. Я не мог этого понять, но потом всё прояснилось. Ресурсы, в первую очередь финансовые, чтобы находиться в других областях заканчиваются, и они решают ехать домой. Они возвращаются и продолжают жить в нескольких километрах от линии фронта. Я чувствую, что сейчас в этом деле я полезен. Скажу больше, мне очевидно, что абсолютно каждый, кто поддерживает волонтеров сейчас очень полезен. Сложно оставаться в стороне, несмотря на то, что в Киеве есть иллюзия мирной жизни.
Что должен делать каждый, чтобы приближать победу?
Я не осуждаю ни тех, кто в начале очень много работал, а сейчас больше так не может, потому что устал. Не осуждаю и тех, кто с первого дня просто поставил свою жизнь на паузу. На стресс есть три реакции: замри, бей, беги, но в книгах о храбрецах воспета только одна из них. Продолжать помогать и не оставаться в стороне – это смелость сейчас.
Смотри видео по теме:
Больше интересных материалов можно прочитать на clutch.ua .
Подписывайтесь на наш youtube-канал Клатч Онлайн и Клатч Старс .