В гостевом доме, где мы отдыхаем уже неделю, была общая кухня. Варить пельмени приходилось под прицелом десятка чужих глаз. Я так не умею. Я подозреваю, что я плохая хозяйка, а когда чужие глаза оценивают твои пельмени, подозрение превращается в уверенность.

Мой четырехлетний сын крутится под ногами на кухне, ждет ужин. Пельмени никак не всплывают. Я нервничаю. Скорей бы перекусить и уйти в номер.

В этот момент в кухню входит Дамир, сынок хозяина дома, которому тоже четыре. Не хозяину — сыночку четыре. Ну, может, полпятого. У него во рту… сигарета! Настоящая, взрослая сигарета. Неподожженая, но все равно.

Первый мой порыв — схватить эту сигарету, выдернуть изо рта ребенка и выкинуть в ведро. Сказать строго: «НЕЛЬЗЯ! НЕЛЬЗЯ! НЕЛЬЗЯ!» С другой стороны, вон его старший брат, вон тетя, они видят мальчика с сигаретой, но ничего не делают, они не напуганы, не возмущены, они… привыкли. Хозяин гостевого дома — сам курильщик. Он курит много и часто.

Сам называет это: «Пойду посмолю». Его сигареты повсюду. В абсолютной доступности детям. Но мой сын знает, что это нельзя, это кака. А для сына хозяина — это игрушка. Он повторяет за папой. Папа — авторитет.

Мой сын подходит к Дамиру, и с интересом смотрит на то, как тот «курит» неподожжённую сигарету. Я растеряна. Я не умею воспитывать чужих детей, это не мое дело, но прямо сейчас мой сын видит: то, что нельзя, на самом деле можно.

Мое слово — против чужого действия. Он видит, что Дамиру весело, он играет с сигаретой, жует ее, катает во рту. Я вижу любопытство на лице моего сына. Это — прямой конфликт интересов. Мой сын прямо сейчас учится плохому, и я хочу этому помешать.

Будь гідним прикладом, якщо хочеш бути авторитетом для дитини
Будь гідним прикладом, якщо хочеш бути авторитетом для дитини

— А сигарета в руках четырехлетнего ребенка — это нормально? — спрашиваю я у тети мальчика. Мой тон как бы содержит ответ на этот вопрос: не нормально.

— Он всегда так ходит, он играет, — поясняет мне она, пожимая плечами.

— Я понимаю, но он не просто играет, он же еще и пример показывает…

Я недавно смотрела передачу, где один крутой американский актер стал амбассадором бренда одежды. Он заключил договор о том, что целый год будет ходить в одежде этого бренда. Он отлично выглядит в этой одежде, люди смотрят на него, и тоже хотят так выглядеть. Идут и покупают такой же костюм или пиджак.

В этом смысле все дети — амбассадоры игр, в которые они играют. Если мой ребенок увидит, как весело играть в бадминтон, он захочет бадминтон. А если он увидит, как весело играть в сигареты, он захочет сигареты. В этом плане Дамир с сигаретой во рту для моего сына как амбассадор курения.

Я, конечно, хочу оградить сына от таких примеров, но не понимаю, как это сделать, не нарушая собственных принципов: учить чужого ребенка нельзя, но и уйти, забрав своего, я не могу — пельмени же. В этот момент папа Дамира, хозяин гостевого дома, входит в кухню, видит сына с сигаретой, строго забирает ее у него изо рта.

— Это плохо! Плохо, Дамир!!! — говорит папа сыну и …вставляет сигарету в свой рот.

Мне кажется, у ребенка разрыв шаблона. Он хочет быть похожим на папу, папа хороший, папа курит сигареты, значит, сигареты хорошие. Но папа говорит «плохо». Что значит «плохо»? И почему если это плохо, то папа сам курит? Совершенно не понятно.

Папа видит мое лицо, хмурое и озадаченное. Он понимает, что все дело — в сигарете: в гостевом доме много детей, и вероятно, проблема возникает не впервые. Он виновато смотрит на меня, стремительно вытаскивает сигарету изо рта и извинительным тоном поясняет поведение сына:

— Это он в мультике видел. «Ну погоди». Там волк курит. Вот он увидел и тоже стал.

«Действуй, сын»: почему не надо бояться за своего ребенка

Мне есть, что ответить, но мои пельмени давно всплыли и разварились, вода выкипела из кастрюли, я бросаюсь спасать ситуацию, пока не залила всю плиту. Я плохая хозяйка, и это понятно не только мне, но и всем чужим глазам. Эх.

Я положила в тарелку разваренные пельмени для сына, поставила сметану, села рядом. Сижу и смотрю, как с аппетитом ест невкусное варево мой сын. Думаю о том, что такой отдых для меня больше стресс, чем отдых. И о том, что «Ну, погоди» — это отличный мультик. И он совсем не причем. Папа сам отлично справляется с ролью волка…

Ольга Савельева

Смотри видео об авторитете родителей и подражании:

Больше интересных материалов читай на Clutch!

Ще редакція Сlutch радить прочитати:

Топ-5 перекусів: корисна ситість під рукою