Однажды я купила сыну пирамидку. Она состояла из разноцветных бубликов разного размера. Сыну было три года. Он потер ладошки и радостно стал собирать пирамидку. Самый маленький бублик стал пихать первым вниз.
— Это не правильно, — сказала я, забрала у него маленький бублик и протянула большой. Я хотела как лучше: чтобы сын не тратил время на ошибочные сценарии, а сразу шел к успеху, начисто. Я жила по инструкции и сына учила жить по инструкции.
Мне было тридцать лет, а ему — в десять раз меньше. Он еще не знал про инструкции, но я сделала все, чтобы узнал. Ровно так в свое время поступили и со мной. Я не говорю, что это плохо. Левое полушарие мозга, ответственное за логику и системность мышления, развивать необходимо.
А правое? Кто займется его развитием?
Инструкции — это правила игры, без них никак. Но из любого правила есть исключения. И жизнь — это не череда правил, в скорее череда исключений, под которые мы придумываем новые правила. Люди, умеющие ходить строем, будут ходить строем, пока знают, куда идти. А если нет? А если форс-мажор? И заблудились?
Если в совершающем экстренную посадку самолете система оповещения скажет напуганным пассажирам: «Оставайтесь на местах и пристегните ремни», все останутся на местах и пристегнут ремни.
И будут правы.
А если при этой самой посадке произойдет возгорание самолета, а заклинившая система оповещения по-прежнему будет командовать «пристегните ремни», то вот тот период времени, который пройдет до момента, пока вы решитесь ослушаться инструкции и все-таки сбежать из горящего самолета, и будет показателем того, насколько хорошо развито ваше правое полушарие, ответственное за нестандартность мышления.
То, что сделал ребенок не правильно, он на самом деле не сделал не правильно — он сделал не по инструкции. Но это не плохо — это прекрасно! Он умеет думать нешаблонно, нестандартно. Это отличный навык.
Представьте, что вы приехали в гости к родне, и хозяйка вас попросила напечь блинчиков на целый дом гостей. В целом, вы не очень хотели бы стоять у плиты вместо отдыха, но и ссориться с хозяйкой не хочется. В итоге вы стоите и печете, а хозяйка, проходя мимо, вдруг всплеснула руками:
— А ты что, подсолнечное масло добавила прямо в тесто? Кто же так делает? Это не правильно! Надо без масла! Переделай! — она берет кастрюлю и выливает ваше готовое тесто в мусорное ведро.
Вот что вы почувствуете? Даже не так: захочется вам после этого готовить блинчики? Или захочется надеть кастрюлю на голову хозяйке и сказать: «Сама пеки, раз такая умная!»
Когда мы делаем что-то за ребенка, когда гасим его творческий порыв словом «не правильно», мы преподаем ему отличный урок, только, боюсь, не тот, на какой рассчитываем. Пару таких уроков — и считайте, что кастрюля с тестом уже у вас на голове.
Вы можете гордиться тем, что научили его, как правильно, но помимо этого урока, вы преподали ему урок антикреатива: «Не напрягай мозг по пустякам, просто найди инструкцию — и действуй по ней». Вот не надо! Не надо!
Ребенок не должен бояться ошибок, а чтобы он не боялся ошибиться, он с малого возраста должен знать, что ошибка — это норма, такая же как и не ошибка. Пусть ошибается всласть. Ребенка еще сто раз уравняют в школе, институте и на работе. По факту только вы можете дать ему глоток свободы, не спрятанной в рамки инструкций.
Прошло еще пять лет. Я родила дочь. Ей почти три года. Я купила ей пирамидку. Она состояла из разноцветных бубликов разного размера. Она потерла ладошки и радостно стала собирать пирамидку. Самый маленький бублик стал пихать вниз. Я сидела рядом и ждала развязки.
— Не получается? — спросила я дочку через минуту. Не выдержала.
— Неть.
— А попробуй вот так, — сказала я и показала как надо. По инструкции.
Я знаю, как правильно. Собирать пирамиду. Воспитывать детей. Но знать и делать — совсем разные вещи.
А сегодня на реабилитации дочери у нее было занятие с психологом. Надо было собрать из магнитного конструктора дом, но дочка стала собирать черти-что. И психолог… так обрадовалась, захлопала в ладоши, поддержала ее творчество, и они вместе стали лепить смешное и рогатое черти-что.
Полезные советы по воспитанию детей от феминистокА когда я, забывшись, в самом начале протянула руку, чтобы исправить дочкину кучумалу из деталек на заявленный в задании дом, психолог остановила мою руку и сказала тихо: «Давайте просто позволим ей быть ребенком… Смотрите, как здорово получается у нее… недом. Вот, возьмите эти детали. Приделайте тоже к нему что-то ненужное и неправильное…»
— Какая классная реабилитация, — подумала я.
И мы втроем в шесть рук слепили сегодня какое-то невероятное черти-что. И знаете… это лучшее черти- что в моей жизни! И если кто-то захочет его у меня отобрать, знайте, я…я… я… надену вам на голову целую кастрюлю с инструкциями.
Смотри видео о том, как перестать бояться сделать ошибку:
Больше интересных материалов читай на Clutch!